© SPUTNIK / ЛЕВ РЫЖКОВ
Андрес Мустонен на генеральной репетиции
- "Могучая кучка"?
— Да-да! Так и у нас сегодня — композиторы общаются, влияют друг на друга, и образуется действительно творческая атмосфера. В своем роде уникальная. Потому что возникает такое явление очень в немногих местах. В других Балтийских или Скандинавских странах такого нет.
Игра в бисер
- А вот интонационно, по своей внутренней сути, чем эстонская музыка особенна?
— В эстонской музыке чуть меньше контрастов и, может быть, отсутствует внешняя яркость. Зато больше внутренних переживаний. Это типично северное ощущение. Но у нас музыку пишут не только эстонцы, но и русские, и евреи. Эстонская музыка — космополитичное явление. Есть и более типичные эстонские композиторы, которые отражают дух природы. А это безумно красиво.
- В чем особенность руководимых вами ансамбля Hortus Musicus и камерного оркестра Glasperlenspiel Sinfonietta?
— Камерный оркестр назван в честь книги Германа Гессе Das Glasperlenspiel. Как это по-русски?
- "Игра в бисер"?
— Да. У нас тоже есть дух познания, открытости миру и спиритуального, духовного поиска. Наш принцип: каким бы ни был творческий путь, все время — искать! Мы ищем новое звучание, новых композиторов, новые интерпретации старого. Мы все время в пути.
Друзья в каждом городе
- А насколько фестиваль "Зеркало в зеркале" способствует сближению народов России и Эстонии? Я понимаю: государства трудно сблизить. А вот именно народы?
— Мне вообще не интересно, чем занимаются политики. Не может быть ближе народов, чем эстонский и русский. И я — часть России. А мои друзья — часть Эстонии. И даже шире — часть Прибалтики. Мы — одно географическое и духовное пространство. Отношения между нами должны строиться по-человечески.
Зачем нам нужны визы для поездок в Россию и наоборот? Мы же братья! Мы столетиями жили вместе. Допустим, самостоятельность — это всегда хорошо. Этого все хотят. Но можно сделать так, чтобы и для людей была польза. А не наоборот. И никогда не надо друг на друга кричать. Это просто чушь. Для меня даже думать об этом противно.
Если ты плохой человек, то ты нигде не найдешь друга. Если у тебя сердце доброе — везде встретишь друзей. А у меня в России в каждом городе друзья есть. И не только в России, по всему миру! А Россия — часть меня, мое сердце.